Алхимический медальон Императора Леопольда

В венском Музее истории искусств хранится загадочный артефакт, который именуется не иначе как «алхимический медальон». Как гласит его описание, медальон (весом 7 кг!) изготовлен из золота, полученного в результате трансмутации. Трансмутация эта (когда серебро было превращено в золото) имела место 15 ноября 1677 года в присутствии самого правителя Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга.

Алхимический медальон Императора Леопольда

Если быть точным, то медальон состоит из двух частей неуловимо переходящих друг в друга, верхняя, более светлая часть – изначальное серебро, которого трансмутация не коснулась, нижняя, более тёмная – алхимическое золото. Медальон представляет собой единую металлическую пластину, чего невозможно добиться ни сваркой, ни тем более простым механическим соединением частей. Интересно, что химический анализ, проведённый в 1930 году, подтвердил, что медальон и в самом деле состоит из серебра и золота (причём последнего действительно больше) и некоторой примеси меди.

Как гласит легенда, своим происхождением медальон обязан богемскому алхимику Иогану Венцесласу Зайлеру. Зайлер, который, предположительно, родился в Праге, свой духовный путь начал в качестве монаха. Именно представитель августинианской монашеской братии посвятил его в секреты алхимии, и, в конце концов, Зайлер, как считается, сумел открыть истинный ключ к обретению Философского Камня. Он снискал расположение ряда высокопоставленных покровителей, включая и Императора Леопольда. Последнему Зайлер посвятил ряд алхимических манускриптов и в итоге преподнёс в дар упомянутый алхимический медальон.

На одной из его сторон имеется посвятительная надпись: «Наисвященнейшему, наимогущественнейшему и наинепобедимейшему Римскому Императору Леопольду I, дотошный искатель таинств природы посвящает и преподносит сей подлинный образчик истинной и совершенной трансмутации как смиренный памятный знак ежегодного праздника, сопровождая оный всяческими благопожеланиями, наисмиреннейший слуга Его Благородия, Высочества и Величества, наипреданнейший Иоган Венцеслас из Райнбурга в году Христовом 1677-м, в день Святого Леопольда, некогда благочестивого маркграфа Австрии, ныне же наимилостивейшего покровителя высокородного австрийского дома».

На другой стороне помещены несколько десятков портретов, окружающих центральное изображение Леопольда и его супруги. По легенде, это портреты самых известных алхимиков прошлого. Однако, на самом деле, это изображения наиболее примечательных предков Императора из династии Габсбургов. Тем не менее, интересно, что в известном смысле первое значение накладывается на второе, поскольку Габсбурги явили нам множество правителей, в чьей жизни магико-герметическое искусство играло первостепенную роль. Вспомним хотя бы воина-мага, претендовавшего даже на папский престол, Максимилиана I или знаменитого «Меркуриального Императора» Рудольфа II…

Дмитрий Зеленцов